История посёлка Прибрежный

Предлагаемый проект направлен на активизацию учебной исследовательской деятельности школьников и освоению навыков исследовательской, источниковедческой работы.

Новизна проекта определяется нехваткой исторических сведений о районе в публичном пространстве. Поселок Прибрежный был образован в 1959 году для обслуживания завода, работавшего на космическую и авиационную промышленность, что определило закрытость информации о его инфраструктуре и истории. Долгое время даже подлинный почтовый адрес посёлка был скрыт.

Сейчас ситуация изменилась, но большинство жителей, в том числе подростков, по-прежнему знакомо только с относительно недавним временным отрезком существования поселка.

Актуальность проекта и социальная востребованность определяется высокой личностной, человеческой ценностью тех сведений и документов, которые должны быть популяризованы в результате реализации программы.

Проект получит воплощение в электронном ресурсе – базе данных, которая будет содержат уникальный исторический материал. Для учителя, организующего исследовательскую деятельность учащихся в области локальной истории, предлагаемый ресурс позволит добиться высокой продуктивности и предоставит широкие возможности при создании источниковых баз.

Проект поможет подросткам провести исследовательскую работу: общаться с жителями, собрать личные воспоминания, семейные архивы, документы.

Кроме источниковедческих, историко-архивных изысканий, в работе над проектом предполагается провести предварительную консультацию с участием историков, фотографа, журналиста, психолога, специалиста по программированию, вебмастера. Будут проведены мастер-классы по обучению необходимым навыкам для грамотного сбора информации, написания содержательной статьи и оформления электронного ресурса с результатом исследовательской работы.

Библиотека № 31 находится в рабочем посёлке Прибрежный с населением 11 500 человек, более тысячи из них - школьники. Посёлок относится к городскому округу Самара, но географически от города удален в пределах 70 километров. Библиотека является единственным просветительским центром, на площадке которого возможно реализовать проект, используя преимущества неформального образования.

Цель проекта:

Восполнить в школьной практике отсутствие социально ориентированного знания в местном контексте, предложить систему работы по исследованию и популяризации малоизвестных фактов истории посёлка Прибрежный, представить полученный результат в формате электронного ресурса, который может стать инструментом для реализации учителем новых методик работы с источниками.

Задачи:

  • Организовать работу по собиранию и первичной аналитической обработке материалов локальной истории.
  • Дать возможность получить навыки самостоятельной работы с источниками, документами разного типа, работы с полученной информацией
  • Помочь ознакомиться с принципами историко-социологической работы (интервьюирования, обработки данных).
  • Обеспечить овладение навыками презентации исследовательского продукта: написания статьи, публичного выступления, создания электронного ресурса,

Проект состоит из трёх блоков:

  • Исследовательская часть: встречи с жителями посёлка, сбор информации, работа с документами и информацией, написание статей, интервью по определенной методике, очерков, репортажей.
  • Обучающая часть: серия мастер классов и встреч с профессионалами фотографии, журналистики, интермедиа, литератором, психологом для приобретения детьми необходимых навыков общения с разными возрастными категориями людей, сбора информации, грамотного написания содержательной статьи и оформления электронного ресурса с результатом их исследовательской работы.
  • Презентация собранного материала: создание электронного ресурса, краеведческого уголка для наглядной демонстрации, выступление перед жителями посёлка, учащимися.

Схема проектно-исследовательской части:

  • создается исследовательский проект, в ходе которого формируется корпус источников по локальной истории,
  • данные оцифровываются или фиксируются в цифровом формате,
  • проводится комплексный анализ с привлечением специалистов по информатике, а затем проводится интерпретация результатов с участием специалистов-историков.

При сборе информации будут рассматриваться не только устные рассказы, но и фотографии, любые документы того времени, связанные с человеком, дневники, мемуары, записки, воспоминания, письма.